Особенности локомоторного развития юных спортсменов в периоды ускоренного роста

Любое использование наших материалов допускается только при соблюдении правил перепечатки и при наличии ссылки на оригинал статьи

Одной из важных задач родителей, тренеров и врачей является обеспечение гармоничного развития юного спортсмена. В это понятие вкладывается комплекс мер, направленный на эффективное достижение спортсменом целевых навыков и сохранения его здоровья на период спортивной карьеры и всей дальнейшей жизни. Темой этой статьи является один из вопросов общей биомеханики человека - пропорциональность развития, ее значение, физиологические нормы и особенности оценки у юных спортсменов в периоды ускоренного роста. Обуславливается необходимость диспансерного наблюдения детским ортопедом, уточняется область внимания тренеров и родителей за функциональным состоянием растущего юного спортсмена.

Структурная и функциональная асимметрия в эволюционном развитии двуногого прямохождения

Начать следует с того, что эволюция живой, да и неживой, природы не имеет конечной цели. Это означает, что каждое живое существо появляется на свет и развивается, имея набор особенностей, отличающих его от особей его же вида. Такое свойство всего живого называется наследственной изменчивостью и оно необходимо для обеспечения разнообразия возможностей перед неизвестным будущим, являясь, по существу, субстратом эволюционного отбора.  Кто приобрел набор устойчивых признаков, удачно сочетающихся с условиями среды, тот и достиг большего успеха. Но и стоять на месте нельзя - условия среды меняются, конкуренты тоже не стоят на месте и при любой возможности обойдут. При этом живая природа не может позволить себе роскошь проводить многочисленные эксперименты, сильно меняя значение признаков - растет вероятность не угадать нужные. И развиваться нужно, и устойчивость вида сохранять нужно - что же делать? И природа находит решение - она наделяет все живое устойчивым неравновесием. Этот принцип реализуется буквально на всех уровнях организации живого - химическом, тканевом, организменном и даже биосферном. Собственно появление двуногого прямохождения с потерей существенной меры устойчивости явилось действием принципа устойчивого неравновесия. Двуногому существу гораздо легче управлять своим телом - едва нарушил равновесие и сразу начал движение, затрачивая вполовину меньше сил, чем четвероногие собратья.

Но природа на этом, разумеется, не остановилась. Она наделила нас еще и асимметрией - едва заметным нарушением пропорций: мы правши и левши, у нас немного отличаются половинки лица, ловкость, сила и размеры конечностей. Такое положение дел, оказавшись полезным в условиях дикой природы, развивалось в течение многих миллионов лет. Все это время люди "тренировались" ходить по неровной земле и лазать по кривым деревьям и скалам. Босиком.

Теперь мы ходим в обуви по ровным и твердым горизонтальным поверхностям. Биологические законы не успевают за изменением нашего образа жизни и эволюционные приспособления в виде асимметрии в нашем выровненном мире приобретают новое значение - они становятся причиной асимметричных нагрузок, приводя скелетно-мышечную систему в заметное и продолжительное напряженно-деформированное состояние, определяя последовательность появления болей и характер дегенеративного поражения скелета.

Люди, имеющие малые "физиологические" геометрические отличия вполне компенсированы в течение всей жизни. Те, кто имеет большую геометрическую разницу в пропорциях сегментов тела приобретают болезни асимметричной перегрузки тем ранее, чем большая степень асимметрии им досталась от природы. В свою очередь у людей, испытывающих большие нагрузки, например, спортсменов, даже малые физиологические асимметрии в пропорциях оказываются клинически значимыми - сначала затрудняется достижение целевых навыков, затем возникает быстрое утомление, а затем боль уже с признаками болезней перегрузки.

Становление пропорций тела в периоды ускоренного роста и клинические проявления асимметрии

Рост и развитие живого существа так же подчиняется принципу устойчивого неравновесия. Это означает, что тело растет не одномоментно и равномерно а попеременно и с разной интенсивностью - человек проходит этап юношеской "нескладности". Девочки - быстрее, мальчики - немного медленнее и позже. Отчасти причина неравномерности роста обусловлена эволюционными этапами и временем формирования человека, как вида - пропорции тела, удобные для двуногого прямохождения, формировались в разное время. Отчасти является результатом адаптивной изменчивости - способности генов по разному работать в разных условиях среды. Эта комбинация макро- и микроэволюционных условий направлена на поиск наиболее точной настройки опорно-двигательного аппарата растущего организма. Таким образом природа обеспечивает гибкость маневра локомоторными возможностями живых существ в условиях неопределенности перед будущим.

В этот период чувствительность детского организма к физическим нагрузкам оказывается наиболее высокой и у детей возникают жалобы, носящие нередко неспецифический характер: быстро устают ноги, не получается выполнить прыжок, "затекают" и подолгу после тренировок болят спина и поясница. Часты жалобы на боль в колене или в паху, в голеностопных суставах и в переднем отделе стоп - иногда симметричные, чаще односторонние, четко связанные с опорной нагрузкой, "косолапит" одна нога или "не хватает силы толчка" - жалоба, характерная для фигуристов, хоккеистов и конькобежцев.

Случаются стойкие односторонние отеки суставов, причины которых не очевидны - в анализах крови, на магнитных томограммах и рентгенограммах суставов специфической патологии не обнаруживается. Как правило, эти признаки комбинируются в том или ином составе и общая картина ответа на асимметричную нагрузку у разных детей может сильно отличаться как ввиду анатомо-биомеханических особенностей развития ребенка, так и характера спортивных занятий.

Диагностика, лечение и диспансерное наблюдение в периоды ускоренного роста

Чаще всего обращения родителей и тренеров к ортопеду обусловлены уже появившимися жалобами. Многочисленные осмотры суставов, позвоночника, томограммы, УЗИ и анализы, сделанные инициативным порядком причин не проясняют - в них нет ярких признаков поражения болезненного сегмента.  

Задача ортопедического осмотра заключается в выяснении зависимости предлагаемых нагрузок и клинических проявлений - такая зависимость у наших пациентов оказывается искаженной. При опросе выявляется, что нагрузки вполне регулярны и обычны, все дети занимаются более или менее одинаково, но у обратившегося пациента возникли заметные трудности на тренировках, а затем и нагрузочные боли. При осмотре лежа и стоя с подкладыванием листов бумаги под укороченную ногу выявляется объективная разница в длине нижних конечностей, выраженная тем больше, чем сильнее признаки перегрузки.

Важность наблюдения детей в периоды интенсивного роста связывается, кроме диагностики перегрузок, еще с одним обстоятельством. Рост укороченной конечности в связи с уменьшением опорной осевой нагрузки становится медленнее, чем противоположной конечности и дефицит ее длины, таким образом, нарастает ввиду  уменьшения механической стимуляции зон роста. Ребенок долгое время компенсирует недостаток длины установкой стопы "на носочек" и небольшим поворотом ее внутрь - никаких жалоб при этом у него может и не быть.

Очевидным способом компенсации асимметрии в таких случаях становится подкладывание стельки или подпяточника. В короткий срок юный спортсмен ощущает улучшение и клиническая картина разрешается сама собой. В случаях субкомпенсации, когда жалобы еще неспецифичны (устают ноги, спина) и выявленная при осмотре лежа разница длины конечностей не подтверждается пробой с подкладыванием под стопу листов бумаги, выполняют провокационную пробу - кладут мягкий подпяточник под укороченную конечность и проводят повторный осмотр через 7-10 дней. Скелетно-мышечная система активно адаптируется и воспринимает такую помощь - меняет динамический стереотип управления равновесием и последующие измерения оказываются более точными. Повторные измерения относительной длины конечностей осуществляются не реже одного раза в месяц - рост укороченной конечности убыстряется и толщину стельки или подпяточника следует пропорционально уменьшать до достижения ощущения равновесия на гладком полу - без подкладывания стопки листов бумаги.

Компенсация укорочения с помощью стельки или подпяточника восстанавливает симметрию нагрузок - и темп роста, таким образом, координируется - укороченная конечность "догоняет" противоположную. Наблюдения за пациентами в период первого пубертатного скачка роста (9-10 лет) показывают, что дефицит длины конечности величиной 10 мм устраняется в течение полугода. В период второго пубертатного скачка роста в 13-14 лет у девочек и 14-15 лет у мальчиков темп роста конечностей примерно вдвое медленнее, чем в десятилетнем возрасте и за шесть месяцев разница в длине ног компенсируется на величину до 5 мм.

В заключении необходимо отметить, что разъяснения, приведенные в статье, приводятся только относительно геометрической асимметрии скелетно-мышечной системы. Следует учитывать и вероятность особенностей развития, таких, как, например, те или иные дисплазии скелета и соединительной ткани, аномалии развития, последствия повреждений или другие нарушения здоровья, отрицательно сказывающиеся на качестве подготовки спортсмена. Все сомнения родителей и тренеров должны трактоваться в пользу детей, что является достаточным основанием для проведения внепланового ортопедического осмотра.

Автор статьи: Алексей Кириченко
Тема: медицина, спорт